начало статьи см. здесь.
Стабилизатор изображения. Стабилизация изображения позволяет
компенсировать дрожание рук при фото и видеосъемке и получать четкое
несмазанное изображение или видеоролик без дрожания. Этот неприятный эффект
становится особенно заметен при фотографировании с большим увеличением (zoom)
или с большой выдержкой. Стабилизаторы изображения бывают двух видов: оптические
и цифровые.
Оптический стабилизатор изображения - для компенсации дрожания
рук используется перемещение или изменение оптических свойств одного из
элементов оптической системы фотоаппарата. Процесс стабилизации происходит
следующим образом: датчик микроперемещений определяет сдвиг корпуса объектива и
дает команду исполнительному элементу. В результате происходит изменение в
оптической схеме, которое компенсирует микросмещение фотоаппарата, и
проецируемое на фоточувствительную матрицу изображение остается неподвижным.
Цифровой стабилизатор изображения используется при съемке
видеороликов. Этот режим реализуется через цифровую обработку изображения с
помощью встроенного процессора. Для формирования кадра используется только
часть изображения с фоточувствительной матрицы - из общего изображения
вырезается видеокадр. Во время тряски отслеживается смещение всего изображения и
видеокадр соответственно перемещается вверх или вниз в пределах всего поля
изображения с фотоматрицы. В результате записанное изображение (видеокадр)
остается неподвижным.
Видоискатель.
Существует три типа видоискателя: оптический,
электронный и зеркальный.
Оптический видоискатель является самым распространенным типом
видоискателя. Представляет собой оптическую систему линз в фотокамере,
посредством которой осуществляется наведение аппарата на объект съемки и
определяются границы изображения для будущей фотографии.
Оптический видоискатель обладает рядом недостатков: из-за несовпадения
оптической оси видоискателя и оптической оси объектива камеры фотограф в окуляр
видит не совсем то, что "видит" матрица через объектив. Этот эффект
имеет название параллакса. Кроме того, оптический видоискатель захватывает не
все поле, которое "видит" матрица, а только 80-90% от него. У
фотографа нет возможности проконтролировать точность фокусировки.
Но, благодаря простоте конструкции, оптическими видоискателями оснащаются
многие фотокамеры, в том числе и бюджетные модели.
Электронный видоискатель представляет собой миниатюрный LCD-экран
с линзой (окуляром), установленный внутри камеры. На экране электронного
видоискателя отображается будущий кадр таким, каким его "видит"
светочувствительная матрица через объектив камеры, он полностью избавлен от
недостатков оптического видоискателя. Фотограф может сразу визуально оценить
баланс белого или правильность эспокоррекции. Кроме того, на экран электронного
видоискателя можно вывести все основные параметры съемки.
Данный тип видоискателя может использоваться, при ярком солнечном свете, когда
пользоваться обычным ЖК-экраном становится затруднительно.
К недостаткам электронного видоискателя можно отнести потребление дополнительной
энергии во время работы.
Обычно электронный видоискатель используется в цифровых фотоаппаратах среднего
ценового диапазона.
Зеркальный видоискатель - изображение на него попадает
непосредственно через объектив фотокамеры с помощью откидного зеркала (отсюда и
его название). У фотокамер с зеркальным видоискателем отсутствует параллакс
(несоответствие изображения в видоискателе тому, которое "видит"
объектив). Изображение, наблюдаемое в окне зеркального видоискателя, полностью
совпадает с изображением, попадающим через объектив на матрицу, фотограф может
четко контролировать точность фокусировки и глубину резкости, также в
видоискателе обычно отображаются все основные параметры съемки.
Видоискатели этого типа обеспечивают наилучшее условия для работы фотографа, но
из-за сложной конструкции используются только в дорогостоящих профессиональных
и полупрофессиональных, так называемых зеркальных цифровых фотокамерах, которые
собственно и получили название именно по типу видоискателя.
В некоторых упрощенных моделях цифровых фотокамер видоискатель может вообще
отсутствовать. В этом случае его функции выполняет LCD-экран.
Баланс белого. Так
называется функция цветокоррекции первоначального изображения, применяемая для
обеспечения одинаковой цветопередачи при различных источниках освещения объекта
съёмки. Обычно наше зрение само подстраивается под различные условия освещения,
но при съёмке цифровой камерой ей нужно задать опорное соотношение
интенсивности воспринимаемых ею цветов, для того чтобы она воспроизвела белый
цвет именно как белый, и, соответственно, видела оттенки всех других цветов
одинаково, независимо от интенсивности опорных цветов в свете различных
источников освещения, обладающих разной цветовой температурой.
Большинство цифровых камер выставляют баланс белого автоматически, т.е. камера
анализирует спектр кадра и высчитывает баланс белого, однако в сложных
ситуациях, когда преобладает один цвет, скажем зелёный, камера ошибается. Также
большинство цифровых камер позволяют взамен автоматической установки баланса
белого выбрать вручную один из стандартных режимов: солнечно, облачно, лампа
дневного света, лампа накаливания и т.д.
Современные «продвинутые» цифровые камеры позволяют установить баланс белого,
просто задав его с реперного объекта, в качестве которого можно выбрать белый
лист бумаги, карточку или ближайшую стену. Камера запомнит установку на данную
цветовую температуру, и будет использовать её для корректировки всех
изображений до её переустановки.
Оптический Zoom. Кратность оптического зума (оптического
увеличения) у цифрового фотоаппарата. Объектив с оптическим зумом
(трансфокатором) может изменять свое фокусное расстояние, что позволяет
оптически "приближать" или "отдалять" объекты съемки.
Наличие Zoom-объектива значительно расширяет возможности съемки. Например, при
помощи Zoom удобно изменять масштаб и компоновать кадр, фотограф же при этом
стоит на одном месте и никуда не перемещается. Величина, равная отношению
максимального фокусного расстояния к минимальному, называется кратностью
Zoom-объектива и показывает, во сколько раз можно оптически
"приблизить" объект съемки. Кратность объективов с постоянным
(фиксированным) фокусным расстоянием считается равной 1. Чем выше кратность,
тем выше возможность получения качественных снимков без физического приближения
к снимаемому объекту.
Наиболее распространены фотокамеры с 3-х
и 4-х кратным Zoom (для большинства случаев использования фотоаппарата этого
достаточно - даже приближение в 2-3 раза дает возможность приемлемой портретной
съемки или съемки удаленных объектов), однако некоторые модели имеют 7-ми или
даже 10-ти кратный оптический Zoom, но стоят такие камеры дороже.
Гистограмма. График, на котором по горизонтали отложена
яркость от 0 (черное) до 255 (белое), а по вертикали количество пикселей с
такой яркостью. Некоторые камеры позволяют выводить гистограмму на экран при
просмотре снятого кадра, что позволяет оценить правильность экспозиции и
посмотреть, все ли детали попали по яркости.
SLR и DSLR. Однообъективные камеры с зеркальным
видоискателем (Single-Lens Reflex), или просто - «зеркалки». Получили большое
распространение еще в пленочную эпоху, благодаря удобному и точному визированию
через объектив и возможности точно навестись на резкость. Цифровые зеркалки
обозначают DSLR. Из-за наличия зеркала, заслоняющего матрицу, невозможно
визирование по ЖК-дисплею, он используется для просмотра отснятых кадров и
меню. Существуют также и псевдозеркалки, где вместо зеркального видоискателя
используется ЖК-дисплей с высоким разрешением, но на нем сложнее контролировать
резкость и глаз устает сильнее.
ISO. В единицах ISO обозначается чувствительность матрицы (по аналогии с
пленкой) к свету. Чем меньше чувствительность ты ставишь, тем выше будет
качество фотографии. С повышением чувствительности можно снимать с меньшей
экспозицией (изменение чувствительности в 2 раза позволяет изменить экспозицию
на 1 ступень), но за это приходится платить увеличением шумов. Оптимальным
диапазоном чувствительности является 100-1600 ISO.
|